Написать эту статью нас попросили клиенты, которые обожглись, обратившись в одну из веб-студий нашего региона. Они пришли к нам после того, как в течение полугода их кормили завтраками, обещая, что сайт вот-вот будет готов. Когда же терпение лопнуло, заказчики захотели забрать деньги, но аванс им никто возвращать не собирался, потому что исполнитель просто исчез, телефон молчал, а офис, который был указан на картах, оказался фейковым.
Итак, мы решили составить гайд, которым стоит руководствоваться при выборе веб-студии и который поможет потенциальным заказчикам сайтов не нарваться на мошенников.
Найти веб-студию не составляет труда. Можно вбить в поиске «создание сайтов», «разработка сайтов», «заказать сайт» и выбрать именно то digital-агентство, которое понравится – дизайном сайта, ценами, сроками, скидками и прочими «заманухами». И тут потенциальный заказчик рискует допустить первую ошибку. Переход на сайт по ссылке из блока контекстной рекламы сам по себе не является ошибочным в процессе выбора веб-студии. Но рекламировать себя за деньги может, кто угодно. В том числе, мошенники. Модераторы за этим не следят. У них нет таких инструментов, чтобы отследить недобросовестных веб-мастеров. А сам клиент может это сделать довольно легко. Допустим, вы кликнули по рекламе, потому что был красивый заголовок, потому что лень было скролить вниз, и перешли на сайт, но не поленитесь и проверьте сайт, на каких местах он находится в органическом поиске? Если и в естественном поиске по запросу «создание сайтов в Одинцово» он отображается на главной странице, то проблем нет, но если сайт присутствует только в блоке рекламы, то это повод для беспокойства.
«Специалисты веб-студии не смоги сделать себе сайт, который можно найти вне блока рекламы, как же они сделают мне сайт, который будет хорошо индексироваться и занимать первые строчки поисковой выдачи?» Резонный вопрос. «Или в этой веб-студии мне создадут такой сайт, который никто никогда просто так не найдет и придется вечно сидеть на крючке контекстной рекламы, чтобы хоть так показываться потенциальным клиентам?»
Вывод: можно кликнуть по рекламе и таким образом найти веб-студию. Но лучше перепроверить ее на присутствие в органическом поиске. Это уменьшит риск нарваться на мошенников.
Яндекс и Google карты. Наличие веб-студии на картах – это уже небольшой плюс. Но особо картам доверять не стоит. Так как среди реальных компаний найдется весомый % тех, кто добавился на карты мошенническим способом. Но уж если вы зашли на карты и, возможно, выбираете ту веб-студию, которая находится ближе к вам, посмотрите, какой рейтинг у приглянувшейся вам организации, сколько отзывов, как заполнена карточка организации, что в ней еще имеется, помимо сайта, телефона и адреса? Если с карточкой все в порядке – переходите к следующему этапу. Скажите, что не готовы работать удаленно, что хотите приехать в офис и «посмотреть в глаза». Если вам скажут, что это невозможно по ряду объективных причин, прекращайте разговор, ищите другого исполнителя. Если компания размещена на картах, то у нее должен быть реальный офис, куда можно прийти. Если прийти нельзя – то это нарушение правил размещения на картах. Не лишним будет написать жалобу модераторам, чтобы с карт была удалена еще одна фейковая контора. Это будет весомым вкладом в общее дело борьбы с псевдо веб-студиями. Это будет плюс в вашу карму.
Итак, офис все же есть и в него можно прийти, что вы и сделали. Обратите внимание, где он находится, если в подвальном помещении, на чердаке, на птичьих правах на территории офиса другой организации или вообще непонятно где, куда и добраться нелегко, и как там работать тоже непонятно, смело разворачивайтесь и уходите – не тратьте время зря. Офис солидной веб-студии расположен, как правило, в деловом центре. О номере занимаемого помещения извещает навигационная панель. Есть вывеска на двери. В общем, нормальная веб-студия не прячется от своих клиентов на задворках цивилизации. Вывод: если компания присутствует на картах, у нее высокий рейтинг и есть реальный офис – это уменьшит риск нарваться на мошенников.
Договор. «Нам договор не нужен,– говорят многие заказчики. – Мы работаем на доверии». Так и многие веб-студии рады работать без договора. А деньги принимать наличными или на карту. Если такое предложение от представителя веб-студии поступило, задумайтесь, стоит ли игра свеч? Как создать сайта без договора? Ведь в документе прописано название домена, цена, сроки, ответственность сторон, техническое задание. Как вы потом докажете исполнителю или в арбитраже, что сайт вы заказывали совсем другой. Совсем от слова совсем. Заплатили вы 250 000 рублей за интернет-магазин, а сделали вам лендинг за 25 000 рублей. И такое может произойти. И к такому повороту событий надо быть готовым, если работа ведется без договора. То же самое относится и к техническом заданию. «Но вы сделайте, как считаете нужным, вам виднее, я в этом ничего не понимаю». Так говорят некоторые заказчики и получают вместо сайта кота в мешке, а то и дырку от бублика. В ТЗ прописываются все нюансы создания сайта, и чем подробнее будет составлено ТЗ, тем лучше и для заказчика, и для исполнителя. Мошенники ТЗ не составляют. Поэтому если вам заявили, что и так все понятно и без всяких бумаг вам сделают все на высшем уровне, не тратьте время и деньги, уходите прочь из офиса такой веб-студии. Возможно, тут просто дурят, а не делают сайты.
Вывод: всегда требуйте договор и настаивайте на составление техзадания. Это уменьшит риск нарваться на мошенников.
Надеемся, что эти три кейса, о которых шла речь выше, помогут потенциальным заказчикам сайтов, выбрать именно ту веб-студию, которая делает сайты качественно, без волокиты и без обмана, всегда стремится услышать клиента и создать для него именно тот сайт, который будет отвечать потребностям его бизнеса и привлекать целевую аудиторию.